Социально-психологическое тестирование (СПТ) — это система методов и процедур, которые направлены на изучение личности, межличностных отношений и взаимодействия с окружающей средой. Включает опросники, диагностические игры, наблюдения, а также беседы с психологом.
Рекомендации по мотивированию обучающихся к тестированию (для организаторов)
Перед прохождением тестирования рекомендуется провести мотивирующие встречи с обучающимися. Данный этап на следует игнорировать, так как от внутренней мотивации обучающихся и отсутствия у них негативных стереотипов, тестовой тревожности зависит искренность ответов. Мотивирующая беседа существенно снижает искажение информации, позволяет получить максимально объективную информацию. Высокая заинтересованность родителей в предоставлении обратной связи позволит выстраивать эффективное совместное взаимодействие образовательной организации и семьи в ситуациях неблагоприятных прогнозов.
Основная задача первого этапа мотивирования обучающихся для проведения тестирования – обеспечение соблюдения их интересов. Организатор процедуры тестирования (психолог, педагог-психолог) обязан проявлять тактичность, обеспечивать условия, в которых возможна невозможна психологическая травма, демонстрировать безусловное уважение к личности обучающегося.
Мотивирующая беседа с обучающимися до процедуры тестирования. Обучающихся информируют о целях проводимого тестирования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и специалистам в образовательной организации. Обеспечивается сознательное участие обучающегося в процедуре тестирования для минимизации его осознанного негативного отношения. Важное значение имеет формулировка мотивирующего обращения к обучающимся.
Первый этап - работа с инструкцией:
«Уважаемые ребята/студенты!
Ежегодно проводится всероссийское тестирование социально значимых характеристик личности, особенностей вашей реакции на различные жизненные обстоятельства и выбора поведения в них. Тест позволит определить степень вашей психологической устойчивости, поможет разобраться в себе, узнать о себе больше.
Сегодня у вас будет возможность принять участие в таком тестировании. С вашей стороны важно желание пройти тест и искренне ответить на его вопросы.
Психологические опросники не предполагают правильного (хорошего) ответа или неправильного (нехорошего). Любой ответ, который, на ваш взгляд, является верным, отражает вашу точку зрения, - является самым правильным.
Если есть вопросы, задайте их до начала проведения тестирования».
Второй этап включает в себя заполнение опросника: предъявляется в письменном виде или демонстрируется на экране компьютера, одновременно зачитывается педагогом-психологом или иным организатором тестирования.
В Забайкальском крае тестирование проводится в онлайн-формате.
Инструкция: «Вам будет предложен ряд утверждений. Внимательно прочитайте их, оценивая каждое утверждение как неверное или верное по отношению к вам, используя шкалу от 1 (утверждение абсолютно неверно) до 10 (утверждение абсолютно верно).
Вы можете проходить тест с комфортной для себя скорости. Не стоит торопиться, но и не нужно долго думать над ответом на вопрос. Самый лучший вариант – первый, который «пришел в голову».
В случае не первого года участия, обучающегося в тестировании следует добавить аргументацию, поясняющую данную ситуацию (о ежегодно повторяющихся вопросах теста), направляющую обучающегося на самоисследование, самоанализ своих ответов, динамику их изменений: «Ранее вы уже проходили подобную диагностику, но за прошедший период вы изменились, получив новые знания и опыт. Вновь ответив на предложенные вопросы, вы получаете возможность оценить эти изменения, осознать их и скорректировать собственную траекторию развития».
Обращение внимания обучающихся на участи ев тестировании как самоисследовании также целесообразно и для вновь поступающих участвующих.
Ситуация отказа обучающегося до процедуры тестирования. В случае демонстративного отказа обучающегося отвечать с психологом на вопросы методики рекомендуется предложить индивидуальную беседу для выяснения его опасений и негативных ожиданий.
В ходе личной беседы с психологом возможно определить причину отказа, негативных эмоциональных переживаний в ситуации тестирования. Несмотря на тот факт, что эти ситуации не являются частыми, организатор тестирования должен быть готов к подобному поведению. Эти ситуации желательно определять ему на этапе мотивирующей беседы.